Я живу в Казахстане. У нас существует Единое Национальное тестирование для школьников, аналог ЕГЭ в России. И обычно в конце лета звучат страшные новости: самоубийства среди детей. Психологи сбиваются с ног и бьют тревогу: уровень суицидов растет. Многое говорят и в прессе, и сами учащиеся: пугают учителя ”мол, не сдашь ЕНТ – ты станешь никем и неудачником”, пугают всякими стрессами и подростковым возрастом, и особенностями психики. Но почему-то никто не понимает, что виноваты в первую очередь близкие люди, а конкретнее родители.
Они не поддерживают морально своих детей, а пытаются лепить их по своему образу и подобию. Ожидая от них слишком многого, они хотят воплотить СВОИ нереализованные комплексы и желания в своих детях.
Они не принимают неудачи своих детей. Случайно оброненное злое слово вонзается в душу навеки.
Они не понимают, что пятерка за ЕНТ или красный диплом – это не показатель успеха.
Они не видят, что своими действиями и словами калечат будущее детей.
Они не понимают, что психика детей очень восприимчива к негативу и подобные угрозы лишь делают все еще хуже.
Они не понимают цену настоящего ЖИЗНЕННОГО образования.
Не менее виноваты и учителя. В погоне за отличной статистикой и впечатляющими показателями они нагнетают страх и неуверенность в детях.
Психологи разрабатывают тесты, программы, исследования. Но виноваты всего лишь несколько человек. Минимум трое.
Что же делать с такими людьми? Как поменять все это?
18 комментариев
слишком плоско описал проблему, зачем все на родителей списал. Я знаком с семьями где родители оказывают всяческую поддержку, зачастую больше всего давления оказывают именно учителя. Ученик боится не родителей в таком случае а третье лицо – преподавателя.
Если бы были учителя виной всей проблемы, то был бы хоть какой-нибудь протест.
Есть и другая сторона: излишняя требовательность к самому себе.
Мои родители, например, всегда твердили, что главное здоровье, что тройка и хорошее настроение лучше, чем пятерка и депрессия, ничего от меня не требовали в плане оценок, в школе не проверяли уроков никогда, не заставляли учиться. И учителя были нормальные: учишься и учишься, олимпийских рекордов никто не требовал. Но треть моего класса были отличниками, и я не могла быть хуже. Хотя учеба давалась легко, каждый экзамен сопровождался нервными срывами и депрессией от перенапряжения, волнения. Меня спасало только то, что в семье много врачей: отпаивали успокоительными и антидепрессантами :)
Перфекционизм хорош, но в меру. Вы просто шли на это осознано, вот и все. Вам очень повезло с этим.
Это вместо того, чтобы с самого детства и ранней школы – развивать творчески способности в детях и энтузиазм по отношению к жизни…
К сожалению, это не все школы делают…
Надо детей заранее подготавливать. чтобы в последний месяц не хвататься за голову.
Смотря к чему готовить. Вопрос как готовить?
считаю, что роль родителей в этом наиважнейшая. если ребенок привык к открытому общению с родителями и без страха делится своими чувствами ( в чем заслуга только! родителей) он поделится и тем, что педагог предъявляет к нему завышенные требования и тем, что возможно сам не уверен в собственных силах… хотя конечно нельзя и исключать из-за стресса и сдвигов психологического плана, когда ребенок из-за плохой оценки настолько подавлен, что не отдает отчета в своих действиях и для него кажется что жизнь на этом кончена и для него закрыты все дороги… но и здесь, опять-таки важна роль родителей, которые зная способности ребенка должны объяснить, что не оценка экзамена оценивает его как человека и личность и не от оценки зависит его жизнь…
Все верно, плюс добавим еще и наблюдательность родителей
бесспорно ))) родители просто обязаны в этот период быть предельно внимательными
истинный вопрос кроется в другом
В чем же?
Я помню как нас готовили к ЕНТ в ущерб нормальным занятиям. Даже любимая история с потрясающим преподавателем-расказчицей превратилась в зубрёжку и каторгу.
Я сдала ЕНТ хуже чем планировала. Хуже чем писала предварительные работы. Не попала на грант по специальности на которую хотела, попала на деньги. Деньги которые мне пришлось доставать самой. Но в целом я считаю, что это был положительный опыт. Да, ЕНТ – тупость. Да, это нафиг никому не надо. Но в системе много такой вот тупости и ЕНТ не первая и не последняя. Нужно просто спокойнее к этому относиться и видеть свои цели в перспективе 3-5 лет, тогда и победа и поражение на экзамене будут лишь этапом, а не рубежом всей жизни.
Да, Злата, к сожалению, такая история распространена сплошь и рядом. Просто некоторые дети не выдерживают такого двойного стресса: со стороны родителей и учителей.
Правильная позиция у тебя.
Я свою не заставляю, а рассказываю, что знания нужны в жизни. Без знаний ты – никто. Нагнетать обстановку нельзя. А то дети еще не сформировались, у них психика нежная.
Со школы не люблю экзамены! У меня два диплома и ни по одному из них я не работала! :)
Школа жизни – это нечто другое!