Дэвид Линч, творчество, медитация

Прочитал наконец-то первую книгу из своего скромного списка. “Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность, творчество”. Автор – маэстро Дэвид Линч. Теперь поделюсь своими впечатлениями.

Дэвид Линч для меня оставался и остается самым загадочным и непонятным режиссером, который словно неведомый и таинственный художник рисует свои кинематографические полотна. Суть которых лишь одно – загадка или свой сокровенный смысл, ведомый лишь зрителю. Я помню, как услышал эту фамилию в далеких 90-х годах, когда по телевизору начали показывать сериал “Твин Пикс”.

Мне всегда было интересно, откуда Линч берет вдохновение для своих картин. Он что-то употребляет или видит свои идеи во сне? Оказалось, что маэстро более 30 лет практикует трансцендентальную медитацию, которая является его стимулом и неиссякаемым источником для творчества. Также многие идеи для фильмов он почерпнул из состояния внутреннего покоя и единения, которые приходит после медитации.

Дэвид Линч не изменяет своей манере: его главы книги очень короткие, лаконичные, наполненные личным опытом. Линч с самого детства хотел ступить на путь Искусства. Он записался в художественную школу, но потом его настигло озарение, что кинематограф – это нечто притягательное для него. И сняв дебютную короткометражку “Шестерых тошнит” он окончательно выбирает кино как свою главную стезю.

Дэвид Линч

В последующих главах Линч делится своими мыслями и переживаниями о кино, медитации, идеях, осознанности. Творчество для Линча – процесс совмещения двух несовместимых идей, которые в своем причудливом симбиозе могут явить нечто новое и необычное. И режиссер, по мнению Линча, никогда не должен объяснять своих картин и комментировать их. Потому что режиссер творит уникальное пространство, которое зритель должен пережить. Поэтому если Вы не понимаете фильмов Линча, то расслабьтесь и не пытайтесь его понять. Попробуйте понять его так же, как Вы ощущаете музыку. Ведь музыку нельзя понять рационально.

“Невозможно предугадать, как зрители воспримут ваш фильм. Если начать об этом задумываться, если дать место сомнениям и представлять, как кино подействует на людей, надо немедленно прекращать съемки. Просто делайте то, что любите, а что будет потом – никому не ведомо”.

Трансцендентальный переход, по мнению Линча, расширяет сознание, и тогда вы можете проникнуть вглубь своего сознания. Наступает творческая нирвана, осознание блаженства, довольства каждым моментом. Во время медитации эмоциональный поток усиливается, и ваше сознание, словно антенна, может поймать отличные идеи. Маэстро советует “Выходите за привычные рамки, исследуйте себя, свою творческую сущность и смотрите, что будет происходить”.

“Самое главное в медитации – ты становишься ближе к своей сути”

Однажды у Линча начались повторяться определенные негативные события в жизни, и он решил пойти к психотерапевту. Войдя в кабинет, режиссер спросил, может ли лечение навредить творческому процессу. Врач честно сказал, что может. Тогда Линч поблагодарил его и ушел.

“Когда человеку на работе страшно и некомфортно, ему не хочется туда идти. В наше время многие живут с этим ощущением. Постепенно страх становится отвращением, а потом превращается в озлобленность, и все эти чувства переносятся на начальника и на работу”.

Когда Линч снимал “Голова-ластик”, свой дебют в большом кино, то его отец и брат пытались отговорить от съемок и убедить его устроиться на работу. И Линч устроился разносчиком газеты “Wall Street Journal” и начал медитировать. Данное вынужденное ожидание длилось 3 года, прежде чем Линч смог возобновить съемки. Опыт вмешательства в творческий процесс во время съемок другого фильма “Дюны” привел к полному провалу фильма. Но режиссер не отчаялся и продолжал свои творческие поиски.

“Будьте честны перед собой. Пусть звучит ваш собственный голос. Не позволяйте никому манипулировать вами. Не отказывайтесь от хорошей идеи, но и не принимайте плохую. Медитируйте”.

Звук, кадр, подбор актеров, монтаж, репетиции, вдохновение – эти все составляющие кинематографа пропитаны для Линча сокровенным. Он старается как можно больше экспериментировать над деталями. Он просит своих актеров, чтобы они никогда не читали текст с листка. Он любит, чтобы его съемочная команда была веселой и счастливой на съемках, так как это повышает отдачу людей. Линч обожает экспериментировать со звуком и кадром, порой это процесс может увлечь его надолго.

Книгу нужно прочитать. Узнать, как думают творческие гении, и что они чувствуют. Книга читается очень легко и свободна от каких-либо самовосхвалений и превосходства.

Приведу в заключении главу, которая мне понравилась больше всего. Она называется “Продолжайте“.

“Иногда работа становится настоящей ловушкой. Вы хотите заниматься искусством, но при этом надо на что-то жить. А если идти зарабатывать деньги, то не остается сил на творчество.

Но все же, если вам нравится то, чем вы занимаетесь, то надо продолжать. Мне в свое время повезло. Люди, которых встречаешь на пути, порой приходят на помощь. Лично меня жизнь много раз сводила с людьми, которые помогали сделать мне следующий шаг.

Помощь нам дается в награду за то, чего мы уже достигли, поэтому надо продолжать движение.

Да, во многом мне сопутствовала удача. Но я бы сказал так: попробуйте найти работу, которая будет оставлять вам в свое время, высыпайтесь, ешьте умеренно и как можно полнее реализуйте себя в работе.

Не отказывайте себе в изумительном наслаждении делать то, что вы любите. Может быть, тогда перед вами откроются двери, и вы сможете по-настоящему посвятить себя любимой работе. Я надеюсь, что у вас все получится”.

Похожие записи

Запись опубликована в рубрике Кино и книги с тэгами , , . Создать закладку наpermalink. Оставить комментарийили trackback:Trackback URL.

19 комментариев

  1. Опубликован 15 октября 2010 в 10:08 | Прямая ссылка

    Могу подписаться под каждым словом и приведённых цитат. Спасибо за наводку на эту книгу, обязательно прочитаю.
    Но какое отношение имеет медитация к нашим действиям? Медитация – это лечебная процедура для сознания. Мы же не говорим, что попадание в хирургический стационар – это регулярная процедура по осознанию себя? Вот тут то же самое.

    • Опубликован 15 октября 2010 в 18:04 | Прямая ссылка

      Обязательно следует прочитать :-)

      Пока не знаю, как медитация будет влиять на творчество, да и на всю жизнь. Как попробую, обязательно поделюсь :-)

      • Опубликован 16 октября 2010 в 5:24 | Прямая ссылка

        Обращаю внимание на то, что медитация – это способ лечения сознания. Нельзя всю жизнь сидеть на таблетках. да ещё и гордится этим.

      • Опубликован 23 октября 2010 в 12:43 | Прямая ссылка

        Читал, очень понравилось, я сильно продвинулся в понимании творчества автора. Однако, я поинтересовался у людей, практикующих медитацию и мне объяснили, что трансцендентальная медитация – явление неизученное и опасное.
        По сути учение о ней – секта. Согласитесь, что не очень дальновидно по видом простой медитации сидеть и повторять мантры, посвященные богам, о которых вы ничего не знаете?

        • Опубликован 23 октября 2010 в 12:53 | Прямая ссылка

          А вдруг придет озарение?:-)

          • Опубликован 23 октября 2010 в 13:02 | Прямая ссылка

            Тут уже другой вопрос: как отличить “правильное” озарение от “ложного”.
            Я уважаю Линча также, как, например, и Кобейна, однако колоть героин и нюхать кокаин, как он, не планирую – примерно так в двух словах можно описать мою позицию по данному вопросу. :)

        • Опубликован 3 ноября 2010 в 15:03 | Прямая ссылка

          <q cite=”dr. Strangelove“>По сути учение о ней – секта. Согласитесь, что не очень дальновидно по видом простой медитации сидеть и повторять мантры, посвященные богам, о которых вы ничего не знаете?</q>
          Получается, что более 2-х миллиардов буддистов в мире сектанты? То, что в обыденном понимании представляет из себя медитация, к таковой никакого отношения не имеет. Извините, но у Вас весьма поверхностное, если не сказать глупое суждение.

  2. Опубликован 15 октября 2010 в 11:46 | Прямая ссылка

    Но все же, если вам нравится то, чем вы занимаетесь, то надо продолжать – для меня эти слова стали еще одним подтверждением что нужно бороться за любимое дело

  3. Опубликован 16 октября 2010 в 6:45 | Прямая ссылка

    У кого то я уже читал что он черпает творческое вдохновение из медитации, вот бы еще вспомнить у кого это было.

  4. Опубликован 16 октября 2010 в 8:47 | Прямая ссылка

    Надо ему подарить упаковочку психоактивных вещест, думаю, ещё много чего интересного наснимает)

  5. Опубликован 18 октября 2010 в 12:25 | Прямая ссылка

    Так же благодарю за наводку. Обязательно прочту. Сильно зацепила вот эта мысль: “Будьте честны перед собой. Пусть звучит ваш собственный голос. Не позволяйте никому манипулировать вами. Не отказывайтесь от хорошей идеи, но и не принимайте плохую. Медитируйте”. По-моему это самое сложное научится не врать самому себе…

  6. Опубликован 19 октября 2010 в 7:51 | Прямая ссылка

    Спасибо за подборку изумительных своей откровенностью цитат. Я как раз сейчас на волне собирания мыслей творческих людей об искусстве. Эти высказывания очень поддерживают и дают кураж, когда он пропадает. Книгу мне захотелось прочесть, так как самое любимое чтиво – книги дневники или мемуары творцов самых разных профессий. А режиссеры мне не менее интересны, чем художники-живописцы.

    • Опубликован 21 октября 2010 в 8:10 | Прямая ссылка

      Пожалуйста, Мария!

      Планирую сделать обзор изумительной книги Джулии Кэмерон “Золотая жила –  путь Художника”. Рекомендую прочесть ее и Вам. Уверен, что она Вам понравится!

  7. Опубликован 19 октября 2010 в 8:06 | Прямая ссылка

    “Иногда работа становится настоящей ловушкой” , – как это точно сказано, не так просто совместить и работу и творчество. Чаще всего побеждает работа.

    • Опубликован 21 октября 2010 в 8:12 | Прямая ссылка

      Это простая мысль таит в себе очень многое. Порой всегда наш выбор – это жертва.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

Вы можете использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting