Как переставать откладывать дела? Часть 1

Сейчас вошло в обиход такое модное словечко как “прокрастинация”, что с английского означает “откладывание”. А конкретно откладывание “на потом” неприятных дел и мыслей.

Вокруг можно найти кучу книг, семинаров, психологических тренингов со всевозможными способами борьбы с ней. Эта коварная привычка так глубоко в нас укоренилась, что многим она совершенно не мешает жить. Вспомните хотя бы себя в студенчестве: всегда ли вы все вовремя сдавали? Бронировали места в последний момент? Или внезапно что-то ломалось в самый неподходящий момент? Или проблема раздулась до такой степени, что решать ее именно сейчас очень трудно. Уверен, каждый из нас с этим сталкивался.

Типичный образ жизни прокрастинатора прекрасно передает студенческая поговорка “От сессии до сессии живут студенты весело”.

Я до сих пор борюсь с это привычкой и надо признать, что некоторый успех есть. Единственный способ перестать откладывать дела примитивен как дубинка неандертальца:

  1. Написать план, выразить то, что тебя беспокоит
  2. Наметить конкретные действия
  3. Выполнять это действия, при этом ни на что не отвлекаясь
  4. Если что-то отвлекает, выключить это
  5. Выполнять действие
  6. Короткий отдых
  7. Выполнять действие
  8. Наслаждаться результатом

Секрет в том, что любое непосильное грандиозное действие надо разбить на маленькие шаги и выполнять их. Прокрастинация – всего лишь лень и неумение расставлять план. Весь секрет в практике и силе инерции. Чтобы толкнуть тяжелый вагон нужна огромная сила. Но когда он разгонится, то его не остановишь.

Photo by ceisaunders

Похожие записи

Запись опубликована в рубрике Действовать с тэгами , , . Создать закладку наpermalink. Оставить комментарийили trackback:Trackback URL.

29 комментариев

  1. Опубликован 14 мая 2011 в 19:03 | Прямая ссылка

    Это правильно, чтобы дойти куда-то нужно идти…

  2. Опубликован 15 мая 2011 в 11:47 | Прямая ссылка

    Убрать все лишнее из жизни: бессмысленные вещи, дела, заботы… Потом написать план того, что нужно. Смешать с позитивными и приятным делами, и делать, делать, делать… :)
    Просто мы в рутине увязли

  3. Опубликован 15 мая 2011 в 21:07 | Прямая ссылка

    Вот на полпути между пунктами 4 и 5 и настигает она – прокрастинация, обычно. :) К сожалению, плана недостаточно. :(

    • Опубликован 16 мая 2011 в 11:23 | Прямая ссылка

      Всегда было интересно: как ты себя двигаешь, в таком случае?:)

      • Опубликован 16 мая 2011 в 11:48 | Прямая ссылка

        Отвечу цитированием части анекдота.
        -А как вы расслабляетесь?
        -А я не напрягаюсь!
        :)

        • Опубликован 16 мая 2011 в 11:50 | Прямая ссылка

          :)

          • Опубликован 16 мая 2011 в 11:56 | Прямая ссылка

            Это, кстати, тоже пример этой, как ее, прокрастинации. :) Я просто не напрягаюсь – потом что придет время и я все равно сделаю то, что должен. Без планов, без уговоров себя. Просто потому что нужно.  Или не сделаю, вообще, потому что, на самом деле – не нужно мне это. :)

  4. Опубликован 16 мая 2011 в 6:30 | Прямая ссылка

    Вы правы, это всем знакомо, иногда отложенные дела ждут годами моих решительных действий, и чем старше я становлюсь, тем реже эта решительность во мне просыпается. Знаю твердо, что только волевым усилием можно сдвинуть дело.

  5. Опубликован 16 мая 2011 в 11:43 | Прямая ссылка

    Не хватает одного пункта, необходимого для успешной работы тогда, когда настигает желание отложить: надо ПОЛЮБИТЬ то, что следует делать. Найти в деле какую-то хотя бы крохотную деталь0 которая позволит радоваться процессу, а не только результату.

    • Опубликован 16 мая 2011 в 11:50 | Прямая ссылка

      Это тоже немаловажно! Но, к сожалению, есть такие дела, которые не настолько окрыляют :)

      • Опубликован 16 мая 2011 в 15:31 | Прямая ссылка

        Не обязательно вдохновляться. Простейший пример: мыть посуду после гостей муторно. Если оставить немытой в раковине завтра будет это сделать труднее. Смотрим не на кучу предстоящей работы, а представляем, какой красивой станет кухня, когда эта гора будет помыта и расставлена по местам. Где-то так и с другими делами.

        • Опубликован 16 мая 2011 в 15:34 | Прямая ссылка

          Мне напоминает это притчу Тит Нат Хана: “если ты моешь посуду – то мой посуду”, то есть полностью сконцентрируйся на текущем моменте.

          Кстати, мне нравится мыть посуду :)

          • Опубликован 16 мая 2011 в 15:41 | Прямая ссылка

            Нет, тут другое. Нравится – значит пример неудачный . Вот если не нравится (как мне не нравится гладить крупные вещи, например, шторы) а надо – тогда представляем конечный результат, вдохновляясь этим прекрасным видением. так легче работается.

  6. Опубликован 16 мая 2011 в 15:05 | Прямая ссылка

    @Идущий

    Предлагаю назвать твой метол “Дзен-Продуктивность”:)

  7. Опубликован 16 мая 2011 в 15:11 | Прямая ссылка

    То, что не хочу делать, я, обычно, перекладываю на кого то. В основном на подчиненных. Ну если совсем не хочется и нужно мне выполнить, делаю с самого утра, чтобы  ”сдал – забыл”!

  8. Опубликован 16 мая 2011 в 15:18 | Прямая ссылка

    Вот дубинка неандертальца как раз и помогает! Нужно дать пинок себе и начать действовать. А уговоры и ожидание “подходящего момента” – всего лишь потеря времени. В конце-концов, это мы управляем своим телом и разумом, а не наоборот :)

  9. Опубликован 18 мая 2011 в 14:37 | Прямая ссылка

    Как раз недавно читал статью в Максиме про прокрастинацию (кстати, по-моему это слово имеет латинские корни).
    Могу добавить, что можно использовать еще и мини-дедлайны: 15 мин на чистку картошки. 30 мин на уборку. 110 мин на проверку почты :)
    Ну и конечно же выдернуть интернет-кабель ;)

  10. Опубликован 22 мая 2011 в 19:25 | Прямая ссылка

    Не все так просто. Часто просто лень: лень составлять план, лень ему следовать, лень переходить от пункта к пункту =)
    Но еще хуже когда лень маскируется под какую-нибудь систему ГТД, например человек усиленно ищет супер-пупер систему по борьбе с ленью, он читает умные книги, статьи, учится бороться с прокрастинацией, потом начинает писать статьи, посты на форумах, комментировать и наставлять других, и…стоп, вот тут вы наверное уже поняли? Это и есть лень – человек заменяет то что нужно делать, тем что он может/хочет делать, оттягивает всеми возможными способами неотвратимое “надо”.
    Что бы не только критиковать – напишу небольшой и действенный прием для лентяев.
    Есть очень классная система “помидора” (на англ. Pomodoro), суть ее состоит в том, что бы разбить любые дела на “помидоры”, каждый помидор – 20 минут. Между каждым помидором отдых в 5 минут. Каждой дело должно занимать максимум 4 помидора. Во время выполнения помидора нельзя отвлекаться ни на что.
    Таким образом, садясь за стол, вы не будете видеть весь огромный и ужасный объем дел. Вам нужно всего-лишь поработать не отвлекаясь ни на что (вообще ни на что, если вас отвлек, например, телефон – помидор начинается с начала) 20 минут, и вы знаете что после этих 20 минут вас ждут прекрасные 5, когда вам можно делать что угодно: почитать чаты, блоги, выйти из-за стола, погулять по офису и т.д.
    Если составлять работу таким образом, больших дел не может быть в принципе – вы работаете 20 минут, и все, потом отдых! Многие люди отмечают что успевают сделать за эти 20 минут больше чем за 2 часа “вялой” работы с одновременным пролистыванием форумов, выполнением параллельных задач и т.д.

    • Опубликован 22 мая 2011 в 19:33 | Прямая ссылка

      Совершенно верно, у буржуев данный прием называется single-tasking, то бишь сосредоточение на одном деле. Замечу, что от техники Pomodoro я не отказался, просто сейчас работаю так: 45 минут работы, 5 минут прочь от компьютера, 10 минут – чай и фэйсбук :)

      А чтобы ничего не отвлекало – я все выключаю :)

      А что лень составлять план, ну там и причин может быть куча. Лично я считаю, не надо заморачиваться со всякими софтом, по себе знаю, что это все фигня. Самый лучший инструмент, пока еще ручка и бумага. Чем проще инструмент, тем лучше.

      И не надо отвлекаться, а просто делать!

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

Вы можете использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting